Что не поделили Пешмерга и езиды: подоплёка и хронология событий в иракском Синджаре

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

info

Редакция русскоязычного отделения Al-Masdar News представляет компиляцию записей американского журналиста Мэттью Барбера касательно событий, произошедших в районе Синджар на северо-западе Ирака. Приведённый далее текст – перевод записей мистера Барбера. Соответственно, какие-либо оценочные суждения, присутствующие в тексте, выражают исключительно личное мнение автора и могут не совпадать с мнением редакции.

 

В пятницу, 3 марта, в 6:30 утра силы “Пешмерги Рожавы” атаковали позиции отрядов езидского Сопротивления (YBŞ) в городе Ханасор в северо-западной части района Синджар.

 

Справка:

YBŞ – отделение Рабочей партии Курдистана (РПК), управляемое представителями РПК и состоящее из езидов – местных жителей района Синджар

 

Картинки по запросу peshmerga logo

“Пешмерга Рожавы” – аффилированная с Демократической партией Курдистана (ДПК) группировка, сформированная из беженцев из числа сирийских курдов, вынужденно переселившихся в Ирак в ходе войны в Сирии.

Хотя в рядах YBŞ и присутствуют советники из РПК, в целом ополчение состоит из местных жителей. В свою очередь, “Пешмерга Рожавы” – крупнейшее формирование в районе Синджар, состоящее целиком из иностранцев. Вдобавок, “Пешмерга Рожавы” финансируется извне – обучение и подготовку её бойцы проходили под руководством турецких военных советников.

Формирования “Пешмерги Рожавы” существуют на территории Иракского Курдистана на протяжении нескольких лет. Бойцы, будучи выходцами из среды малоимущих беженцев, зависят от ДПК, которая платит им жалованье. Местом обычной их дислокации вплоть до недавнего времени была местность Рабия, расположенная между населёнными пунктами Синджар и Сухейл.

В четверг, 2 марта, “Пешмерга Рожавы” предприняла попытку передислоцироваться в район, граничащий с Сирией – на западе от горы Синджар. Здесь располагается Бара – самый западный езидский населённый пункт в Синджарском районе. Находится он к юго-западу от Ханасора, в месте, где пролегает дорога, ведущая от упомянутой горы на юг.

Сюда-то и был направлен отряд “Пешмерги Рожавы” численностью не менее 500 человек с целью разместиться в Баре (см. карту), а также в Ханасоре. Иными словами, целый батальон был направлен в самое сердце территории, которая на протяжении двух лет до этого находилась под прочным контролем другого вооружённого формирования.

В официальном заявлении “Пешмерги”, опубликованном информационным агентством Rudaw 3 марта, этот шаг назван “плановой ротацией сил”. В самом Синджаре этому заявлению не верят. В случае успеха эти действия привели бы к полной изоляции связанных с РПК сил от Рожавы (Сирийского Курдистана).

Возглавляемая Мустафой Барзани ДПК более года продолжает поддерживать блокаду района, не позволяющую вынужденным переселенцам вернуться в Синджар в свои дома. Вследствие блокады езиды, бежавшие из Синджара в 2014 году, спасаясь от террористов “Исламского государства”, вынуждены по-прежнему жить в лагерях для внутренне перемещённых лиц на территории Иракского Курдистана.

Власти Иракского Курдистана поддерживают блокаду, опасаясь, что возвращение большого числа езидов в Синджар может дать новый импульс политической оппозиции в районе, поскольку уровень доверия к ДПК со стороны езидов уже крайне низок. Кроме того, блокада препятствует доставке в Синджар продовольствия и товаров широкого потребления из города Дохук, что отрицательно сказывается на населении Синджарского района.

Как следствие того, что езидские отряды YBŞ не получают поставок из Дохука, граница с Сирийским Курдистаном полностью открыта. Между Синджаром и Рожавой осуществляются торговые и пассажирские перевозки. Из Рожавы регулярно осуществляются поставки в Синджар продовольствия, медикаментов и товаров широкого потребления – не только для YBŞ, но и для гражданского населения, страдающего от установленной властями Иракского Курдистана блокады. На протяжении как минимум полутора лет с 3 августа 2014 год Рабочая партия Курдистана и её отделения YPG и YBŞ были основными поставщиками продовольствия жителям Синджарского района. Объём поставок продовольствия в Синджар из Рожавы был намного больше, нежели из Иракского Курдистана или от любой некоммерческой организации, работающей в Синджаре.

Поэтому главной целью “плановой ротации” был перелом ситуации, блокирование границы с Сирийским Курдистаном, ликвидация маршрута снабжения отрядов YBŞ и ликвидация их самих посредством взятия измором. Если бы YBŞ позволили столь крупным силам разместиться посреди своей территории, по сути, это означало бы конец YBŞ. Именно поэтому отряды Сопротивления воспрепятствовали передвижению “Пешмерги”.

Также в заявлении представителей “Пешмерги” говорится о том, что бойцы YBŞ открыли огонь по “Пешмерге Рожавы”. Эти заявления не соответствуют действительности. Конфликт, произошедший в пятницу утром, прямо противоречит интересам YBŞ, по нескольким причинам. Во-первых, у отрядов YBŞ нет тяжёлого вооружения. Они вооружены преимущественно стрелковым оружием, поставленным из Сирийского Курдистана. Следовательно, любое столкновение [с “Пешмергой”] априори не в их пользу. Поэтому они изначально сосредоточили своё внимание на противодействии ИГ, от боевиков которого освободили несколько районов к юго-западу от горы Синджар, ликвидировав при этом большое число джихадистов.

Во-вторых, боестолкновение было им навязано противоположной стороной, о чём они и заявили. Представители YBŞ в интервью прессе в пятницу заявили, что если бы с их стороны действительно стояла цель разжечь конфликт, то на территорию Синджарского района из соседней Сирии вошли бы отряды дружественных им YPG, совместно с которыми езиды перерезали бы дорогу из Рабии в Снуне, перекрыв “Пешмерге” путь в Синджар. Этого сделано не было, даже несмотря на то, что ДПК регулярно задерживает и заключает под стражу членов YBŞ, которые пытаются навестить своих родственников в Иракском Курдистане.

Процитирую представителей YBŞ напрямую: “Мы не атакуем Пешмергу Рожавы. Все стычки и боестолкновения происходят оттого, что нападают на нас”.

Приблизительно три с половиной часа перестрелки утром 3 марта привели к потерям с обеих сторон, хотя ни одна из них так и не опубликовала официальные данные. Один из источников в Синджаре сообщил мне, что со стороны YBŞ убито 6 бойцов, со стороны “Пешмерги Рожавы” – 10, с обеих сторон несколько десятков получили ранения. Также возможно, что в Ханасоре в результате боестолкновений погибло гражданское лицо. Уверенности в этих цифрах не будет до тех пор, пока их не подтвердят. Однако на местах есть чёткое ощущение того, что потери выше, нежели те, о которых до настоящего момента сообщили СМИ.

Другой источник утверждает, что “Пешмерга Рожавы” прямым попаданием снаряда уничтожила автомобиль РПК, в результате чего 5 бойцов погибли. Эта информация также неподтверждена.

Наконец, один из наиболее надёжных источников сообщил, что отряды YBŞ потеряли 7 человек убитыми: двое – собственно ополченцы YBŞ, пятеро – бойцы РПК. Этот же источник проинформировал о 10 бойцах YBŞ, получивших ранения различной степени тяжести.

После того, как бои утихли, начались переговоры, однако проблему они не решили. Источники в Синдаре сообщили, что встреча командиров от обеих сторон “не принесла ничего”, и что ситуация остаётся крайне напряжённой. Представители “Пешмерги Рожавы” заявили, что их силы останутся там, где располагаются сейчас, и никуда не уйдут. В своём официальном заявлении они ссылаются на своё “право размещать отряды Пешмерги в любом районе Курдистана” (при этом Синджар частью Курдистана не является).

Синджар – спорная территория, на которую претендуют официальные Бадгад и Эрбиль, а борьбу на земле ведут ДПК, РПК, Патриотический союз Курдистана (ПСК, ещё одна курдская политическая партия) и различные арабские формирования.

Единственным трезвым решением в данной ситуации будет вмешательство в неё мировых игроков и способствование формированию местного езидского самоуправления, что допускается Конституцией Ирака и чего неоднократно требовало подавляющее большинство езидов, вне зависимости от политических взглядов.

Подготовлено на основе записей Мэттью Барбера.

Мэттью Барбер – американский журналист, специализирующийся на Сирии, Ираке и, в частности, на проблемах езидов.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]