Беседа с председателем «Езидского конгресса»: О культуре и не только

[vc_row][vc_column][vc_column_text]AR3I5416.CR2

Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью c Председателем Общероссийской общественной организации «Езидский конгресс» C.Кочои.

Расскажите, пожалуйста, о причинах Вашего участия в конференции в Билефельде?

Конференция в Билефильде изначально была задумана как научный форум. Именно по этой причине я и принял решение принять участие в ней, хотя до этого игнорировал неоднократные приглашения принять участие в политических конференциях. При принятии решения, участвовать или нет в том или ином мероприятии, мы в Конгрессе исходим, прежде всего, из того, насколько оно окажется полезным для езидского народа.  

Признаюсь, мне было приятно услышать 4 ноября, в первый день работы конференции, приветствия премьер-министра федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия и мэра города Билефильд. В них было много теплых слов в адрес езидов Германии.  

AR3I5143.CR2

На фото слева направо: Мелания Шотола (Melanie Schotola), пастор Йохен Рейдегельд (Jochen Reidegeld), председатель Общества езидских ученых (GEA) Серхат Ортач (Serhat Ortac)

Впечатляющим оказалось и начало конференции. Были показаны документальные фильмы о той огромной гуманитарной помощи, которую оказывают немцы езидам Шангала. В частности, пастор из Мюнстера, доктор Йохен Рейдегельд привез в Ирак для беженцев лекарств на 34 (!) тонны. Немало дней в иракском лагере для езидских беженцев провела и Мелания Шотола. Оба немца, кстати, были отмечены наградами Общества езидских ученых (GEA), но оба прямо в конференц-зале мэрии Билефельда отказались от денежной части наград в пользу езидских беженцев.      

После всего этого начались выступления ученых. Я, например, узнал интересные факты о геноцидах езидов в первой половине XIX века, в которых участвовали курды Мухамед-паша («Мире кор») и Бадр-хан (доклад профессора, доктора Шабо Талая из Берлина), о геноциде 1914-1917 годов в Османской империи (доклад доктора Марии Сикс-Хохенбалкен из Вены), о геноциде в Шангале 2014-2017 годов (доклада доктора Томаса Шмидингера) и др.  

Правда, не все доклады можно было называть научными, но даже и такие слушались с интересом. В частности, из докладов руководителей ряда ведомств Билефельда я с удивлением узнал, что власти не располагают точными данными о численности проживающих в этом городе езидов. Назывались цифры от 7000 до 15000 (численность самого Билефельда превышает 300 000 человек). Другая цифра касалась численности проживающих в Германии езидов. В приветственном слове премьер-министра федеральной земли говорилось о 150 000 езидах, однако в кулуарах конференции называли и все 250 000. Но даже одни эти цифры ясно показывают: после Ирака езидов в мире больше всего проживает в Германии (затем, очевидно, в России).    

Скажите, а можно ли считать, что этот форум был организован курдскими  политическими силами? 

Нет, думаю, что, по крайней мере, научная часть конференции к ним не имела отношения. Действительно,  были докладчики, которые не скрывали своих связей с курдскими организациями, но все они подчеркивали свою езидскую идентичность. Кстати, хочу особо обратить внимание на культуру ведения дискуссии. Я, например, в начале своего выступления объявил, что буду говорить на езидском, затем, в ходе выступления, подчеркнул, что езидов в Шангале убивали не потому, что они курды, а потому что они – езиды и т.д. Все слушали спокойно, внимательно и впоследствии задавали много вопросов. К сожалению, бывшим советским езидам еще далеко в этом отношении до немецких езидов…    

По сообщениям немецких СМИ, 4 ноября 2017 г. в конференц-зал мэрии Билефельда, в котором проходила научная конференция, была вызвана полиция. В результате действий полиции несколько человек были задержаны. Говорят, что причиной всего это оказался езид из АрменииЧто там на самом деле случилось?  

Никто не спорит: езидская диаспора Европы, в первую очередь, Германии, находится под сильным влиянием, более того, я бы сказал, давлением курдских партий. В этом я убедился лично. После моего выступления ко мне подошли две молодые женщины, меня обняли и долго не отпускали. Они мне рассказывали, что не смеют открыто говорить о том, что они езиды, боятся использовать слово «Эздихан», говорить о езидском языке. Они были очень рады, что профессор из России  не боится об этом говорить с трибуны, в присутствии сторонников (и, возможно, функционеров) курдских партий. Это была очень трогательная сцена. Но даже после этого, хочу спросить: разве кто-нибудь имеет право громить научные, подчеркиваю, научные мероприятия под тем предлогом, что на нем, якобы, присутствуют курды? Ведь в зале мэрии Билефельда были немецкие, австрийские и американские ученые, меценаты и представители власти, какое мнение у них будет складываться о езидах после подобной акции? А аудиторию этого мероприятия, между прочим, составляли не политически ангажированные лица, вроде наших доморощенных кавказско-российских курдо-езидских активистов, а люди, склонные сомневаться в правоте своих взглядов или даже согласиться с нашими подходами к решению проблем езидов.  

Честно скажу: мне было очень неприятно от инцидента. Я даже чувствовал какую-то ответственность за случившееся, ведь участники скандала – наши, бывшие советские езиды, которых я представлял на конференции. И при этом особо хочу отметить терпимость и порядочность организаторов конференции, в первую очередь, Ибрагима Куша (Ibrahim Kus). Именно этот человек не дал разрастись инциденту. Думаю, всем езидам бывшего СССР, оказавшимся не по своей воле в Германии, нужно дорожить высоким имиджем народа езидов, приобретенного ценой больших жертв езидов Ирака и огромного труда первых езидских переселенцев Европы.   

 

 

 [/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]