О судьбе двух езидов, борющихся за убежище в Великобритании

Майджо и Адель (фото: CNN)

30-летний Майджо Хаги езидский беженец из Шангала(Ирак). До геноцида 2014 года жил размеренной тихой жизнью, мечтал поступить в университет и получить специальность биолога. Среди своих родственников он был самым преуспевающим учеником и мог стать первым в семье, кто получил высшее образование. Но все его мечты разбились в августе 2014 года, когда террористы «Исламского государства»(ИГ) захватили его родной город Шангал и учинили геноцид против езидского населения.

«Мы понятия не имели, что ИГ нападет на нас и наша жизнь станет настоящим адом. Сотни детей и стариков погибли. Многие из моей семьи, моих родственников и друзей были захвачены и убиты ИГ», — рассказывает Майджо в интервью CNN.

Он также рассказывает о предательстве со стороны своих соседей и близких друзей мусульман, которые помогали ИГ убивать и насиловать езидов.

«Если вы не чувствуете себя в безопасности со своими друзьями и соседями, как вы можете чувствовать себя в безопасности в стране с людьми иной религии?», — задается вопросом Майджо.

В 2016 году он, как и миллионы беженцев, решил покинуть родные места и перебраться в Европу.
Несмотря на международное осуждение зверств ИГ , лишь немногие страны приветствовали тех, кто бежал от насилия. В это время число беженцев возросло, европейский альтруизм носил тонкий характер. Анти-иммигрантские лозунги наводнили Великобританию после того, как она проголосовала за Брексит, а ряд террористических атак в Европе вызвал дальнейшую враждебность по отношению к беженцам.

Майджо добрался до французского города Кале, где его распределили в лагерь беженцев. Но, по-видимому, и тут его настигли радикальные мусульмане.

«Когда группа курдов узнала, что мы не молимся в мечети, они схватили нас и отвезли в маленький сарай. Они избили нас жестко, очень жестко», — вспоминает он. Они заперли нас, сказав:« Мы позже вернемся к вам, чтобы убить вас».

В лагере Майджо познакомился с другим езидом 27-летним Аделем, который тоже был родом из Шангала. Вместе они решили перебраться из Франции в Великобританию. Майджо подавал прошение о предоставлении убежища на том основании, что ему грозит опасность в Ираке, так как преимущественно мусульманское население настроено враждебно по отношению к езидам. Но во вторник суд отклонил его прошение.

«Они [прим.Министерству внутренних дел] понятия не имеют, насколько я буду в опасности в Ираке. Они сказали, что в Ираке есть безопасные места, и я сказал, что для езидского народа нет безопасных мест в Ираке », — говорит Майджо .

«Если международное сообщество восстановят и обеспечат защиту Шангала, то я с удовольствием вернусь и буду жить с моим народом. Но на данный момент Шангал подобен разрушенному городу: убиты люди, нет будущего, нет надежды. Возвращение туда — это безумие», — продолжает он.

Поскольку прошение Майдо отклонили, Адель уже скептически относиться к положительному решению по его прошению.

Тяжелое положение езидов в последнее время вызвало раскол в британской политике. В апреле 2016 года несколько высокопоставленных членов парламента Великобритании написали заявление тогдашнему министру внутренних дел Эмбер Радд требуя, чтобы Великобритания оказала более расширенную помощь для езидов, но ничего так и не изменилось.
По сей день в законе о предоставлении убежища в Великобритании не проводится различие между езидами и другими жителями Ирака. Дискриминация со стороны других иракцев по отношению езидам не рассматривается одним из факто во время принятие решения о предоставление убежища.

«Они должны рассматриваться как отдельное этническое меньшинство, подверженное риску и преследованию в своей собственной стране» — говорит Энн Норона, гуманитарный активист, ориентированный на езидов.