Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью cс доктором юридических наук, Почетным юристом России Самвелом Мамадовичем Кочои.
Недавно Надия Мурад получила Нобелевскую премию Мира. На Ваш взгляд, какое значение эта награда имеет для будущего всех езидов?
Оценку этого, действительно, эпохального события для езидов всего мира «Езидский конгресс» дал в своем Заявлении, которое имеется на его официальном сайте. Оно опубликовано одновременно на русском и английском языках. Повторять его содержание не буду, скажу лишь о своем личном отношении к этому событию. Глубоко символично, что официальный сайт Норвежского Нобелевского комитета представил Надию именно как езидку, как представительницу езидского меньшинства Ирака. Как езидку ее поздравляли также видные государственные и общественные деятели со всего мира. Это крайне важно для езидов, чье право на этническую самоидентификацию на протяжении последнего времени упорно отрицается, в первую очередь, в Ираке.
Планируется ли визит Надии Мурад в Москву?
Организовать визит Надии в Россию не составляет большого труда. Просто визит лауреата Нобелевской Премии мира должен проходить на высоком уровне. Поэтому пока не будет уверенности, что с ней встретятся высшие должностные лица России, организовать этот визит не вижу смысла.
В 2017 году Международный суд в Гааге признал частичную ответственность Нидерландов за резню боснийцев в Сребренице, так как их миротворцы отказались обеспечить безопасность жителей этого города. Как известно, курдские военизированные формирование «пешмарга» фактически отдали езидов в руки террористов ИГ, не оказав им какого-либо сопротивления. Может ли правительство Иракского Курдистана также понести ответственность за геноцид езидов?
В одной из моих последних научных статьях я написал о том, что мировому сообществу предстоит устанавливать истинную роль курдских пешмарга в геноциде езидов Шангала. Однако это утверждение страшно не понравилось одному российскому ученому — рецензенту моей статьи, который мне в ответ так и написал: не может быть, пешмарга сражались за езидов! Правда, скажу так, что я и мой рецензент находились в разных «весовых категориях»: я юрист, и привык апеллировать юридическими аргументами, тогда как мой рецензент – историк, и для него сила таких документов мало что значила. Возвращаясь к Вашему вопросу, отвечаю: рекомендация о необходимости выявления роли пешмарга в геноциде езидов содержится в документе авторитетной международной организации – Совета по правам человека ООН. Таким образом, это не только мое личное мнение или Ваше пожелание. Вот почему, было ли бегство пешмарга из Шангала в преддверии вторжения туда террористов случайностью или результатом сговора с террористами, должно выяснять независимое международное правосудие.
На Ваш взгляд, что сейчас нужно езидам Шангала, чтобы в будущем избежать трагедии, с которой они столкнулись в 2014 году?
Нужна серьезная работа с международными организациями и ведущими мировыми державами. Главный вопрос для езидов Ирака – это вопрос безопасности. Рассчитывать, что эту безопасность обеспечат пешмарга, нельзя, потому что любая поддержка с их стороны обуславливается требованиями к езидам о признании себя частью курдского народа, а Шангал – частью Курдистана. Безопасность езидов вряд ли в состоянии обеспечить и иракская армия. Кроме того, не исключен торг Багдада и Эрбиля за спиной езидов. Остаются только международные силы. Их поддержки и надо добиваться. Причем партнерами езидов в борьбе за международные гарантии безопасности должны быть христиане Ирака, поскольку они также уязвимы перед джихадистской угрозой.
Какие вопросы будут рассматриваться на ближайшем съезде возглавляемого Вами «Езидского конгресса»?
Об этом Ваш сайт уже опубликовал интервью с Русланом Джавояном, поэтому не буду повторяться. Лишь скажу, что мы бы хотели поставить перед членами Конгресса два вопроса: возможно ли вообще единство езидов, если да — то на каких принципах и условиях? Очевидно, необходимо вести разъяснительную работу, приводить факты и аргументы и, что особенно важно, научно доказывать несостоятельность утверждений, разделяющих езидов на два этноса. Последняя задача, следует признать, не из легких, учитывая полное отсутствие научных исследований со стороны езидов. Надеемся, что созданный Конгрессом Научный центр поможет в решении этой задачи.
Вышесказанное, конечно, не означает, что не существует других линий разлома, проходящих через езидов. Однако трагедии из этого тоже не стоит делать, поскольку проблема единства – это проблема не только чисто «езидская». Рассчитываем, что одним из направлений решения данной проблемы станет деятельность Центрального духовного совета езидов (ЦДСЕ) и его региональных советов, формирование которых нам представляется одной из первоочередных задач для езидской диаспоры России.