[vc_row][vc_column][vc_column_text]
16 июня 2016 г. в Женеве, в ходе 32-й сессии Совета по правам человека, независимая Комиссия ООН по расследованию в Сирии опубликовала доклад, в котором пришла к выводу о том, что террористическая организация «Исламское государство» (ИГ) «совершала преступления геноцида, а также многочисленные преступления против человечности и военные преступления в отношении езидов, тысячи из которых находятся в плену в Сирии, где они подвергаются неимоверным ужасам».
По данным Комиссии ООН, в настоящее время в плену у боевиков ИГ находятся порядка 3200 женщин и детей едизов. Женщины находятся в сексуальном рабстве, а детей используют в военных действиях. При этом тысячи мужчин и мальчиков-езидов пропали без вести. «Геноцид езидов продолжается», — делается вывод в докладе Комиссии ООН.
Здесь необходимо пояснить, что собственно геноцид езидов происходит на территории Ирака. Днем его начала считается 3 августа 2014 г., когда террористы, захватив Мосул, вторглись в район Шангала (по-арабски – Синджар) провинции Найнава. Именно здесь до начала вторжения террористов проживало самое большое количество езидов в мире – более полумиллиона человек. Захватив тысячи езидских девушек, джихадисты увезли их в свои «столицы» — Ракку в Сирии и Мосул в Ираке.
Очевидно, что государства мира, в первую очередь, являющиеся членами Совета Безопасности ООН, должны взять на себя долю ответственности за продолжающийся геноцид езидов. Ведь Комиссия ООН в упомянутом докладе вновь (!) призвала Совет Безопасности срочно передать рассмотрение ситуации в Сирии в Международный уголовный суд (МУС), или установить специальный трибунал с соответствующей географической и временной юрисдикцией. Поэтому дальнейшее бездействие держав делает их соучастниками создавшейся ситуации.
Обращение Комиссии ООН к Совету Безопасности вызвано также неконструктивной позицией Ирака. В 1998 г. Ирак под руководством Саддама Хусейна отказался подписать Римский статут о создании Международного уголовного суда. Однако позиция современного Ирака в вопросе о геноциде езидов заслуживает критики. Если бы иракский парламент подписал и ратифицировал Римский статут, то именно Ирак мог бы непосредственно и, стало быть, оперативно, инициировать передачу дела о преступлении геноцида, совершенного на его территории в отношении езидов, в МУС. Однако Ирак до сегодняшнего дня даже не признал и не осудил геноцид собственных езидов (хотя это уже сделали другие государства, в частности, США и Великобритания, а также Европарламент).
Возможно, подтолкнуть парламент Ирак к более активным действиям в данном вопросе могли бы курдские партии, имеющие десятки депутатов в федеральном (иракском) парламенте. Однако этого нет, собственно как и нет решения парламента Иракского Курдистана о признании и осуждении геноцида езидов. (Между тем, Иракский Курдистан продолжает спорить с центральными властями Ирака в вопросе о принадлежности района Шангал. Думаю, что нынешняя позиция курдских властей в вопросе о геноциде езидов может серьезным образом повлиять на итоги запланированного референдума, призванного определить окончательный статус Шангала как части Ирака или Федерального района Курдистан.)
Именно в такой ситуации Комиссии ООН, а следом за ней езидам всего мира, приходится апеллировать к Совету Безопасности в надежде на то, что именно великие державы, несмотря на имеющиеся разногласия по Сирии и Ираку, смогут предотвратить уничтожение езидов — народа с уникальной тысячелетней историей и религией.
Сябанде Салмки
16 июня, 2016 — ÊzîdîNews
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]