Житель Шангала: «Езиды потеряли все, они не доверяют ни курдскому, ни иракскому правительству»

В этом месяце парламент Ирака принял важное решение о принятии закона о выживших женщинах-езидках, признав злодеяния, совершенные экстремистской группировкой «Исламское государство» против этнорелигиозной группы как акт геноцида.

Когда «ИГ» взяла под свой контроль участки северного Ирака в период с 2014 по 2017 года, она убила, похитила и поработила тысячи езидов, а еще десятки тысяч были вынуждены покинуть свои дома.

«Принятие закона представляет собой переломный момент», — говорится в заявлении Международной организации по миграции (МОМ) ООН после того, как закон был принят 1 марта.

«Это делает Ирак одной из первых арабских стран, сосредоточивших «институциональное внимание» к женщинам, пережившим сексуальное насилие, связанное с конфликтом », — отмечают в организации.

Законопроект был назван президентом Ирака Бархамом Салихом «важным шагом».

Но даже несмотря на то, что закон направлен на «предотвращение повторения нарушений», не все уверены в том, что он выполнит свои функции. Выжившие езиды утверждают, что ненависть к ним все еще сохраняется в Ираке.

Как закон помогает выжившим?

Закон обязуется оказывать помощь жертвам «ИГ», в первую очередь выжившим женщинам-езидам, которые были похищены и позже освобождены. Данный нормативный правовой акт также распространяется на представителей других меньшинств, постигших ту же участь, включая туркмен, христиан и иракцев шабак.

Согласно новому закону, Ирак будет предоставлять жертвам ежемесячную стипендию, землю под жилье или бесплатное жилье и психологическую поддержку. Выжившим после посягательств «ИГ» также будет предоставлен приоритет при найме на 2% всех рабочих мест в государственном секторе.

Похищенные дети езидов также получат поддержку,  будет рассмотрен правовой статус детей, рожденных от выживших.

Более того, в соответствии с законодательством 3 августа — день крупного нападения «ИГ» на общины езидов в 2014 году — объявлен национальным днем ​​памяти. Также учреждается специальный правительственный орган по делам выживших езидов, который откроется в провинции Найнава на севере Ирака.

У выживших нет никого

Газала Джанго, езидка из Синджара, заявила, что этот законопроект необходим для выживших женщин, учитывая, что большинству из них некому было помочь.  Все члены их семей были убиты.

Джанго было 18 лет, когда экстремистская группировка напала на Синджар в 2014 году. Исследователи говорят, что около 10 000 езидов были убиты или похищены во время нападения, а десятки тысяч были вынуждены бежать в близлежащие горы. Джанго был среди них.

Разрушенные здания на дороге в Синджар

В августе 2020 года Синджар все еще был в руинах, так и не оправившись от нападения исламистской террористической группировки.

Шесть лет спустя она возвращается в Синджар, где работает с езидской организацией «Молодежный мост», помогая езидским семьям вернуться в свои дома. Джанго сказал DW, несмотря на то, что прошло четыре года с тех пор, как премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади объявил о победе над «ИГ», езидская община все еще страдает.

Новый закон поможет улучшить финансовое положение езидов, «которые живут в бедности почти семь лет», — добавила она. Но, по ее словам, это не может помочь выжившим чувствовать себя в полной безопасности: «Это всего лишь финансовая поддержка… она не гарантирует защиты», — утверждает Джанго.

Многие нарушенные обещания

Другие езиды, опрошенные DW, поддержали это мнение. Они скептически относятся к тому, что иракское правительство выполнит свои обещания.

«Я надеюсь, что этот закон будет не просто законом на бумаге, но и станет практическим решением, которое поможет им», — сказал Ахмед Худида Бурджус, заместитель директора Yazda, международной  организации, возглавляемой езидами, которая стремится помочь сообществу переживший  геноцид.

«За последние шесть лет было дано много обещаний и сделано очень мало. Деревни и города езидов, разоренные Даиш [ИГ], до сих пор лежат в руинах », — отметил он, используя разговорный термин для обозначения группы.

В поисках защиты

Тысячи езидов, спасаясь от жестокости боевиков ИГ, нашли убежище на горе Синджар. Многие с тех пор нашли убежище в лагере на севере Ирака, но, как сообщается, около тысячи по-прежнему находятся в отчуждении на возвышенности.

Бурджус утверждал, что речь идет не только о восстановлении: «Все взаимосвязано- безопасность, справедливость, восстановление и развитие».

Поклонники дьявола

Из-за ошибочного и ложного  представления  среди мусульманского населения  Ирака езидов долгое время считали «дьяволопоклонниками».

Начиная с 16 века многие группы, от вторгшихся турок до местных курдов, пытались обратить их в ислам. «Я потомок 72 геноцидов», — до сих пор распространена фраза среди езидов.

В храме Лалиш в иракской провинции Найнава находится могила шейха Ади ибн Мусафира, это самое святое место езидов.

«Езиды потеряли все, они не доверяют ни курдскому, ни иракскому правительству», — сказал 26-летний Сауд, езид из Синджара. Сауд попросил DW не называть его настоящее имя, потому что выступление против местных ирако-курдских вооруженных сил может подвергнуть его опасности.

В 2014 году ирако-курдские силы должны были нести ответственность за безопасность в районе Синджар, который примыкает к полуавтономному северному региону Иракского Курдистана, но когда «ИГ» атаковало, ирако-курдские солдаты ушли, оставив мирных жителей на произвол судьбы.

«Наши соседи — сунниты и курды. Все эти племена предали нас », — сказал Сауд, который прожил в иракских лагерях для перемещенных лиц 18 месяцев, прежде чем получить убежище за границей. Сауд говорит, что хотел бы вернуться домой в Ирак, но считает, что нет никаких гарантий его безопасности.

Требуется более широкое согласование

По словам немецкого психолога Яна Ильхана Кизилхана, профессора Кооперативного государственного университета Баден-Вюртемберга (DHBW), который работал с более чем тысячей выживших езидов в Германии, медицинской, финансовой и психологической поддержки, которую обещает закон, будет недостаточно. Настоящие перемены потребуют «примирения между езидами и мусульманами, которые поддерживали группу« ИГ », — сказал Кизилхан DW.

Бурджус говорит, что негативное отношение к езидам сохраняется и охватывает все аспекты общества в Ираке.

«Большинство населения Ирака считает езидов неверными», — поясняет он. «Когда они работают в ресторанах, их еду никто не ест, потому что ее готовят езиды».

«Вот почему мы никогда не чувствуем себя в безопасности», — заключает правозащитник сообщества. «И поскольку нет плана по искоренению этих угроз и предвзятого отношения в отношении езидов, посягательства будут повторяться снова и снова».

Перевод статьи английской редакции издания Deutsche Welle. Перевод осуществляла редакция новостного портала ÊzîdîNews