Хочу поблагодарить вас за приглашение от имени нашего сообщества и за проведение этой важной сессии.
Наш народ имеет долгую историю преследования, включая множество геноцидов. Сегодня разница в том, что у нас есть такие друзья как вы, которые решили отстаивать справедливость и человечность. Наши предки уже столкнулись с десятками войн, порабощением и вынуждены были покинуть родину. Позвольте рассказать вам об историческом инциденте 1832 года, о нападении, в котором погибло более 120 000 езидов. Агрессоры поработили более 10 000 юных езидских девушек и отдали их в качестве рабынь пашам, воинам, богачам и местным вождям племен. Свидетельством этого исторического геноцида являются останки сотен езидов в одной из пещер под храмом Лалиш, святом езидском месте, где наемники коллективно обезглавили людей в этой пещере.
ИГИЛ* был продуктом радикальной версии политического ислама — такфири, основанной на отказе в свободе молитвы, поэтому религиозные меньшинства были их мишенями. Не только меньшинства, но и обычные умеренные мусульмане-сунниты, шииты, суфисты и другие исламские секты, которые не согласны с идеологией, пострадали от преступлений ИГ в Ираке, Сирии, Ливии, Египте, Нигерии и других местах. Поэтому идеология ИГИЛ угроза для всех.
Однако преступления ИГИЛ по отношению к езидам отличались особенной жестокостью. ИГИЛ считал езидов «неверными». На самом деле езидизм — не миссионерская монотеистическая религия, имеющая историю более 6 000 лет. Со стороны террористов мы подвергались худшему обращению, так как согласно их идеологии мы не являемся людьми книги. ИГИЛ захваченных езидов ставило перед выбором: либо измениться, либо умереть. А если их не убивали, то значит, они должны были стать рабами халифата, женщин использовали в качестве рабынь, а детей мужского пола воспитывали по нормам общества ИГИЛ, которое руководствовалось мнением экстремистских исламских имамов и ученых, чтобы оправдать эти преступления.
Нападение на родину езидов было преднамеренным, все было спланировано до вторжения. Без всяких сомнений, ИГИЛ имело особое намерение уничтожить езидов как специальную религиозную группу и стереть езидскую идентичность, а это — геноцид. Многие представители следственной группы ООН подтвердили, что это был геноцид.
Геноцид — тяжкое преступление. Трудно смириться, даже когда это стало частью истории. Что сложнее, так это то, что геноцид езидов продолжается. Продолжается потому, что более 400 000, почти половины езидского населения мира, продолжают сталкиваться с неизвестным будущим и страдают; более 200 000 езидов остаются перемещенными. Всего несколько дней назад сгорел один из лагерей, и снова более 1000 езидов стали бездомными. Сегодня более 2800 езидских женщин, девушек и детей остаются в неволе, и с каждым днем шансов освободить их становится все меньше.
Езидская община, как и любая другая община мира, заслуживает право на достойную жизнь, она заслуживает защиты, уважения, жилья и экономических возможностей. Буду честен с вами, многие среди моего народа потеряли надежду. Но это будет нашей коллективной обязанностью, как Ирака, как региона Курдистан, как международного сообщества, восстановить эту надежду.
Потребности и уязвимость езидов огромны. Правительство Ирака и КРГ с помощью ООН, ЕС и международного сообщества должны прекратить различные споры для достижения цели восстановить Синджар и восстановить жизнь езидам и другим сообществам региона. Многие вопросы являются препятствиями на пути, включая политические конфликты, вмешательство иностранных государств в иракские дела, финансовый кризис, отсутствие политической воли к решению проблем. Это лишь некоторые основные причины нынешней езидской судьбы и продолжающихся последствий геноцида. Синджар превратился в зону межнационального конфликта, и весь мир можно обвинить в том, что он смотрит на страдания езидского народа без действий.
Поэтому моему народу в Ираке срочно нужна всяческая поддержка, включая восстановление разрушенного региона. Я предлагаю создать международный фонд, ускорить процесс правосудия переходного периода, включая создание международного трибунала, создать национальный механизм возмещение ущерба жертвам, расширить возможности групп меньшинств для получения их конституционного права, обеспечить перемирие и проведение актов правосудия.
Так как после совершенного геноцида жизнь езидов не восстанавливается, несмотря на то, что прошло 7 лет, нам нужно больше международной дипломатии и вовлеченности, особенно из Европы. Мы просим больше инвестировать в политический диалог со всеми государствами, связанными с Синджарской ситуацией, а именно соседним странам играть более позитивную роль. Синджар должен быть оазисом мира, сосуществования, доверия и братства между всеми иракскими национальностями и религиями.
Наконец, я хотел бы поблагодарить всех уважаемых депутатов Парламента, которые разработали эту резолюцию. Мы видим, насколько силен бельгийский посыл и наш народ в восторге и благодарен вам. Я бы просто сказал, что восстановление справедливости после геноцида, и помощь пострадавшим и езидской общине — это не обязанность одного государства, это обязанность мира, потому что это проблема человечества.
Мирза Диннайи
Лауреат премии «Аврора» 2019
Соучредитель и руководитель компании of Luftbrücke Irak e.V. (Air Bridge Iraq)
Брюссель, 15. июня 2021 года
Источник: cтраница Мирзы Диннайи в фейсбук