Есть смерть, дарующая жизнь….
Был декабрь 2015 года. Я шла по торговому центру «Шангал», пытаясь успокоиться. Как же тут можно было не волноваться, если меня ждала встреча с человеком, давно ставшим для меня кумиром? Пока я перебирала мысленно слова, которые скажу ему при встрече, мы с моим родственником дошли до кабинета. Из кабинета вышел солидный мужчина, в котором я сразу узнала дядю Мирзу. Я засмущалась, а он поцеловал меня в лоб и сказал: «Добро пожаловать, моя сестра и сестра всех езидов». Дядя Мирза и его родственник пригласили нас в кабинет. И вот я села за стол с великим езидским патриотом и меценатом – Слояном Мирзой Чолоевичем.
О Мирзе Чолоевиче я слышала много – только хорошее. Но я о нем знала больше, чем просто о публичной личности в езидском обществе, потому что дядя Мирза был в хороших отношениях с семьей мужа моей сестры. Сестра говорила, что дядя Мирза – умный, образованный, успешный человек, чтит езидские традиции, консервативен и строг. Также все говорили об огромной щедрости дяди Мирзы. Мне кажется, что щедрость – это черта по-настоящему благородных, богатых душой людей.
И так вернемся к нашей встрече. Поводом к этой встрече стало жела- ние дяди Мирзы познакомиться со мной. Я приехала в Москву на ежегодную пресс-конференцию президента России Владимира Владимировича Путина в качестве аккредитованного журналиста Международного союза «Наследники Победы». Конечно, посетила мероприятие, о котором так мечтала. А семья дяди Мирза узнала, что я приехала в Москву и сообщила ему. Стоит заметить, что с дочкой дяди Мирза Ириной я заочно была давно знакома, и мы близко общались. Именно Ирина рассказывала своим родителям обо мне как о езидской писательнице, патриотке. Естественно, такой любящий свой народ человек, как дядя Мирза, был горд и рад, что среди езидов есть талантливая и неравнодушная к будущему своего народа молодежь. И ему захотелось увидеть меня и познакомиться. Ах, если бы дядя Мирза знал, как же я мечтала с ним познакомиться! И вот этот момент настал.
Итак, мы вошли в уютный кабинет дяди Мирзы. К этому моменту Ирина, его дочка, тоже приехала. Я впервые увидела этих людей, которые поразили меня своим теплом. Дядя Мирза спросил, чем я занимаюсь, задал несколько вопросов, как мне казалось, с целью понять мои идеологические взгляды относительно нашего народа и его идентичности. Я от волнения давала короткие ответы и смущалась. Замечая мое смущение, дядя Мирза тактично переключал свое внимание на моего родственника, задавая ему на армянском языке вопросы, как я поняла, касающиеся также меня и моей деятельности. Затем дядя Мирза сообщил, что мы здесь собрались не просто так, а чтобы обсудить важные проекты, которые он в ближайшем будущем готов реализовать.
Дядя Мирза сказал, что готов финансировать открытие езидского спутникового канала, а также информационного агентства, тем более что для работы канала есть кадры среди нашей молодежи. Также он сказал, что нужно зарегистрировать всероссийскую езидскую организацию, способную объединить всех езидов России. Мне он предложил работать на канале и в информационном агентстве, сообщив, что в скором времени всё для этого будет организовано. Я выразила свое одобрение и восхищение задуманному, пообещав со своей стороны для таких перспективных проектов сделать всё, что в моих силах. Дядя Мирза сказал, что во главе организации должен стоять умный, образованный и уважаемый человек и что у него на примете такой человек есть. Я поняла, что передо мной стоит человек, который может добиться любой цели, которого беспрекословно уважают все знающие его люди, и меня радовало, что он истинный езид.
Я опаздывала на самолет, поэтому настало время попрощаться. Дядя Мирза проводил меня и моего родственника. Мы вышли из ТЦ «Шангал» и сели в машину, но тут дядя Мирза позвонил родственнику и попросил его вернуться. Оказалось, что он передал для меня подарок. Я очень удивилась такому дорогому подарку и сама убедилась, насколько дядя Мирза щедрый и внимательный. Дело не в самом подарке, а в том, насколько был внимателен, гостеприимен и открыт душой этот удивительный человек.
Я улетела из Москвы в Краснодар, полна надежд и впечатлений после знакомства с дядей Мирзой, пообещав ему быть на связи и быть готовой заниматься национальными проектами.
В следующий раз, в июне 2016 года, я прилетела в Москву, чтобы принять участие в конференции Международного союза «Наследники Победы» и посетить студию телеканала Lalish TV, которая к тому времени уже была готова. Канал уже начал работу, снимались некоторые программы. Я посетила студию, пообщалась с родственниками дяди Мирза, которые от его имени предлагали мне возглавить канал и информационное агентство Ezidinews. Самого дяди Мирзы на тот момент не было в Москве, что меня опечалило. Но я своими глазами увидела, как за короткий срок он реализовал проекты, о которых мы разговаривали полгода назад. Это было начало новой эпохи в истории езидов. Стоит заметить, что ранее, в 2014 году, террористами ИГИЛ был учинен геноцид езидов в регионе Шангал (Ирак), который всю историю нашего народа разделил на «до» и «после». Дядю Мирзу и всех неравнодушных езидов эта трагедия ранила в самое сердце, поэтому с особым желанием каждый патриот стремился сделать благое, показать миру силу и стойкость маленького народа.
Пока я была в Москве, посетила студию канала, приняла участие в съемках нескольких программ, общалась с дочкой дяди Мирза – Ириной. Хочу заметить, что Ирина – единственная дочь и была очень любима своим отцом. Она такой же благородный, светлый и чистый душой человек, как ее отец. Не зря говорят, яблоко от яблони недалеко падает.
Я снова уехала домой в Краснодар. Дядя Мирза и его семья желали, чтоб я работала на канале, принимала самое активное участие во всех проектах. От всей души этого хотела и я. Ведь дядя Мирза создал уникальную медиа группу и организацию, которые позволяли патриотичной молодежи реализовать свои творческие, научные и другие проекты. Но, к сожалению, из-за семейных обстоятельств я не смогла уехать в Москву. К тому же работа и учеба не оставляли свободного времени, чтоб удаленно принять какое-то участие в проектах. Затем я вышла замуж и стала еще дальше от важных общественных целей. Я всё тешила надежду, что немного налажу свою жизнь и буду заниматься тем, к чему так стремится душа. И еще постоянно меня тяготило чувство долга – я же обещала дяде Мирзе следовать пути, посвященному своему народу.
В суете стремительно пролетели четыре года. И истинный патриот Мирза Чолоевич Слоян осуществил еще одну великую идею. В сентябре 2019 года состоялось открытие еще одного езидского храма в Армении – Храма Малаке Тауса и Семи ангелов. Этот храм превосходит по своим размерам и архитектуре храм Слтан Эзида, который был построен в 2012 году.
В день открытия состоялся грандиозный праздник, который я наблюдала в трансляциях телеканала и участников праздника. К сожалению, я не смогла из-за работы поехать на открытие храма, хотя дочка дяди Мирзы меня приглашала. Мне было очень больно, что в этот знаменательный для всех езидов день я не находи- лась рядом с семьей дяди Мирзы, не смогла лично выразить им свою благодарность за всё, что они делают для сохранения нашей религии, традиций и истории.
Спустя чуть больше месяца я услышала печальную весть, которая опустошила мою душу. Не сразу пришло осознание того, что дядя Мирза покинул этот свет. Так больно мне не было давно. Эта была боль потери не только хорошего человека, близкого, а боль потери света, надежды и путеводной звезды езидов. Ушел не дядя Мирза, а целая эпоха. Я горько рыдала, но слезы прошли, и до сих пор не могу себе простить, что не оправдала надежды дяди Мирзы. Я не раз слышала от родственников, что в кругу езидов он меня хвалил, говорил, что образованность не мешает тому, чтобы оставаться достойной езидкой. И ставил меня в пример. Уважение и похвала такого человека для меня превыше всего. Весь путь дяди Мирзы, его жизнь, о которой я когда-то писала статью, стали для меня источником силы. Внутренний голос мне постоянно говорит, что я должна продолжить свой путь патриотки во имя дяди Мирзы. Мы все обязаны, на заложенном им фундаменте, построить будущее, достойное его имени и нашего народа.
Вспоминая дядю Мирзу, возможно, я больше вспомнила свои личные ощущения и жизнь, но это тот отрезок жизни, в котором маяком был этот благородный человек, его проекты и деятельность. После ухода дяди Мирзы (другое слово я здесь не могу употребить) я слышала от одного шейха такие слова: «Есть смерть, которая дарует жизнь, именно жизнь». В случае дяди Мирзы это так и есть. Он оставил после себя доброе имя, память, Священный комплекс, аллею памяти и множество других ценностей.Дядя Мирза указал езидам путь, по которому нужно идти. А его похороны объединили всех езидов мира, тем самым укрепляя надежду на единство и дружбу. Дядя Мирза стал национальным героем, которого будут помнить до тех пор, пока есть на земле хоть один езид.
В каждом народе рождаются люди, которых с уверенностью можно называть патриотами. Истинные патриоты думают о будущем своего народа, стараются сделать всё, что в их силах, для развития культуры и сохранения традиций. Среди езидов, учитывая нашу нелегкую историческую судьбу, разрозненность и отсутствие единой национальной идеологии, патриотов и национальных героев немного. А в XXI веке наступили особо нелегкие времена, и как раз в такие тяжелые времена стало ясно, кого волнует будущее своего народа. Никого, наверное, так не волновало будущее, как дядю Мирза. Он стал национальным героем, память о котором будет вечной.
Преждевременный уход дяди Мирзы разбил сердца, но с новой силой зажег огонь патриотизма и любви к своему народу. Он подарил нам надежду на новую эпоху. Дядя Мирза живет в наших сердцах, в своих творениях, в добре, которое он сделал для езидов Шангала, в храмах, ставших символом возрождения Шарфадина. А я храню в душе память о нем и не найду покоя, пока с новой силой не продолжу дела на благо езидскому народу. Я чувствую свою вину, я должна оправдать надежды дяди Мирзы, я ему обещала… И с небес дядя Мирза всё увидит и обрадуется тому, что мы не предали его…
Екатерина Амей, писательница, город Екатеринбург